Главная » Статьи » Прозы |
Когда я вижу Москву, я думаю о том, что это-моя радость, самое красивое, что я знаю; что это – нечто прочное, оно никуда не уходит, всегда остаётся со мной. Это так; если бы я умер, это осталось бы так. Этот простой факт, что Москва – моя жизнь, приносит мне чис- тую и светлую радость. Да, теперь я могу сказать: Москва – моя единая, закон – ченная жизнь. Значит, всё было не напрасно. Моя радость ! О мой Бог ! Москва – моя жизнь. В Москве я нахожу порядок, и спокойствие, и ясность. Вот эта каменная крепость, и где-то в ней находятся тайны, которые ещё можно разгадать. Я – детектив. Жизнь моя – детективная история. Это мой жанр. Теперь не стану тревожить свою душу; обретя громадное, непреходящее благо, не буду растрачивать себя по пустякам. Но, существуя в Москве, я буду думать о хоро- шем, и так будут жить. Пусть жизнь лишена смысла, пусть в ней нет и прочного, абсолют- ного счастья, а, может, и ника- кого, - по крайней мере, со временем всё проясняется, всё становится на свои места. Иллюзии исчезают, муки исчезают, Боль рассеивается. Что-то хорошее остаётся, хорошее и постоянное, то, что нельзя купить и продать, например, этот светлый город. Да и потом, говоря простым языком, Москва – это то благо, которое не водит за нос и не обманывает. Его, так сказать, можно, и наслаждаться руками, а пожалуй, и наслаждаться или вечно, сколько душе угодно ! (Однажы я гулял в Москве так долго, что заблудился, не при всех будет сказано.) У меня есть карта Москвы, а путешествовал я по ней бесчест- ное что раз – и это не конец. Ах, как хочется видать желаемое за действительное, но я боюсь, что моих экскурсий по Москве было ещё слишком, слишком мало. Когда всё исчезает, остаётся то, что уйти не может. Может быть, это и есть настоящее ? Как часто мучил я себя этим вопросом – о том, что есть настоящее ! Быть может, настоящее лишь тот свет в душе, который наделяет предметы силой и красотой, который ищет смысл и счастье. Но мой Бог – присвятой Боже – какое отрезвление всегда наступает в голове, в душе, когда находишься в городе, в Москве, среди этих неописуемых урбанических просторов и громад ! Все страсти исчезают – лишь прохлада мягко веет по лицу. Все страхи, все призраки развеи- ваются в городе как туман, как обман, остаётся лишь ясность; с трезвой, успокоенной душой ты приезжаешь домой. Но хочется большего, и нужно большее. Москва даёт успокоение – это ясно; но даёт ли она счастье? Но Москва – не Бог, и она не способна творить чудеса. Пожалуй весь её смысл ограни- чивается её простой и прозаической кра- сотой, а это ЧТО-ТО. Сейчас пишу и думаю о Москве; ну что же, это – настоящее. Общая одухотворённость Москвы, при всей её материальной громадности, поражает; сперва от этого впадаешь в некоторое психическое онемение. Всё в душе глубоко оседает; потом лишь хочется говорить всегда: «Я люблю Москву! Я – человек, любящий Москву, я тот, Кто любит её!» Москва – нейтральна ко всем людям, хорошим и плохим, и равнодушна ко всем проявления человеческих эмоций. Любить её не стыдно и не противно : ты знаешь, что она никогда не ответит тебе тем, что было бы неприятным для тебя. Да и потом, это достой- ный предмет – реальная безупреч- ная красота. Наверное, трудно придумать аргумент в пользу того, что Москва – это некрасиво, хотя нет Ничего невозможного, так сказать. Таким было моё знакомство с Москвой – я познал её впервые как нечто величественное и спокойное, как нечто громадное, как нечто застывшее, онемевшее в своем мраморном, гранитном совершенстве. Но нет ничего совершенного: со временем понимаешь, что это лишь законченность, лишь отточенность, красота архитектуры; и от этого Москва ста- новится ближе и понятнее. Москва – только лишь корпус красивых, прочно и внушительно сделанных строений; в целом это имеет такой целостный и приятный вид, что сознание как-то само отделяет это от царства природы, от лесов, от полей, и даже противопоставляет им. Я не думаю обожествлять Моск- ву. Для меня это только реальная красота. Но неодушевлённый предмет никак не может быть верховным смыслом человеческой жизни. Сначала мне показалось, что эта громада – то, прочнее и шире чего ничего нет. Потом через ка- кие-то образы сознания – так как наглядно этого не видно – я стал понимать, что эта громада находится в лоне ещё более могучей громады – Природы. Так у меня появилась мысль о двух царствах: природе и цивилизации, но эта тема для другой, отдельной работы. Скажу прямо: город, цивилизация мне ближе, хотя я не отрицаю кра- соты природы. Но Москва для меня – нечто близкое и понятное, ничто своё, родное; и такой она будет всегда. | |
Просмотров: 220 | |
Всего комментариев: 0 | |